Растущие в деревнях дети реже страдают от астмы и аллергии

Международное исследование показало, что люди, выросшие в деревнях и на фермах, реже страдают от проявлений астмы и аллергии в зрелом возрасте.

Результаты работы были опубликованы в интернет-журнале «Грудная клетка» (Thorax).

Учёные также установили, что женщины, воспитанные на ферме, обладают более развитыми лёгкими.

«Схожие результаты фермерского воспитания мы видим во многих странах, — говорят учёные. — Это позволяет нам сделать вывод о том, что влияние сельской местности связано с биологическими механизмами, а не с социально-культурными».

Заболеваемость астмой и аллергией резко возросла в последние десятилетия. Для объяснения этого роста было предложено множество теорий. Одной из них была гигиеническая гипотеза.

Её ключевой мыслью стала идея об отсутствии воздействия на детский организм различных микробов и аллергенов. Предполагалось, что дома, в которых живут современные дети, слишком чистые. Недостаток микробов приводит к ослаблению иммунной системы и, как следствие, к увеличению числа заболеваний.

Оказывается, дети, выросшие в больших семьях, были менее склонны к развитию сенной лихорадки из-за того, что старшие братья и сёстры доставляли в семейную обстановку большее количество микробов.

Аналогичные результаты были обнаружены у детей, живущих в деревнях.

Для исследования была изучена информация о здоровье более 10000 человек в возрасте от 26 до 54 лет из 14 европейских стран и Австралии. Добровольцев спрашивали, где они росли до 5 лет: на ферме, в загородном посёлке или аналогичной сельской местности, в небольшом городе или пригороде, или в центральной части города.

Учёными были учтены и другие факторы: экологические вопросы, количество детей в семье, количество домашних животных, а также размеры групп в детских садах. Каждый участник был испытан на прочность лёгких и чувствительность к аллергенам.

«Мы обнаружили, что жизнь в посёлках, пригородах и городах не наделяет детей такими же защитными эффектами, как детство, проведённое на ферме. Даже посещение детского сада, наличие в доме домашних животных и общение со старшими братьями и сёстрами не сравнимо по показателям с фермой», — говорит Бриттани Кэмпбелл, ведущий автор из Университета отдела аллергии и здоровья лёгких в Мельбурне.

Учёными до сих пор не найдена причина возникновения такой связи. Требуются дополнительные исследования для уточнения факторов, приводящих к этому результату.