Первая беременность меняет структуру мозга матери

Исследователи из Автономного Университета Барселоны впервые нашли связь между беременностью и изменениями структуры мозга после её завершения. Учёные предположили, что это природное явление необходимо для того, чтобы обучить мать защищать своего ребёнка и взаимодействовать с ним. Результаты проделанной работы опубликованы в журнале «Природа Нейробиологии» (Nature Neuroscience).

В течение беременности имеют место волнообразные гормональные всплески и биологическая адаптация, но её воздействие на мозг до сих пор ещё не было изучено.

Команда исследователей сравнила структуру мозга женщин до и после их первых родов. Работа учёных показала, что беременность приводит к долгосрочным изменениям (в течение двух лет после родов) в морфологии женского мозга. Исследователи использовали магнитно-резонансную томографию для обследования женщин после первой беременности.

Снимки показали, что внутри мозга наблюдались области со значительным сокращением серого вещества в тех его частях, которые связаны с социальным познанием. Авторы работы полагают, что такие преобразования соответствуют процессу адаптации организма к выполнению функций материнства.

«Эти изменения могут быть частичным отражением механизма синаптического сокращения. Аналогичное явление наблюдается в подростковом возрасте. Слабые синапсы в мозгу ликвидируются, уступая место более эффективным и специализированным нейронным связям», — говорит соавтор статьи доктор Элселин Хоекзема.

Доктор Эрика Барба, которая тоже участвовала в работе, утверждает что эти изменения касаются области мозга, связанной с функциями, необходимыми для управления процессом материнства.

На самом деле, исследователи обнаружили области, в которых количество серого вещества сократилось. Они пересекались с другими частями мозга. Последние активировались во время сессии нейровизуализации, в течение которой матери просматривали снимки собственных детей.

Учёные сравнили показания магнитно-резонансной томографии головного мозга 25 матерей до и после первой беременности, а также их 19 партнёров-мужчин. Контрольная группа состояла из 20 женщин, которые не были никогда беременны, и их 17 партнёров. Была собрана информация об участниках в течение 5 лет 4 месяцев.

Результаты работы, предоставленные директором научно-исследовательского центра когнитивной науки Оскаром Виларроя и доктором Сусанной Кармоной, продемонстрировали симметричное сокращение объёма серого вещества в медиальной, фронтальной и задней линии коры головного мозга. Аналогичные явления были зафиксированы в префронтальной и височной коре головного мозга у беременных женщин.

«Эти области соответствуют в значительной степени частям мозга, связанным с процессами социального познания», — сказала Сусанна Кармона.

Анализ может показать с большой достоверностью была ли женщина беременна ранее в зависимости от изменений в структуре мозга. Учёные даже предсказывали по снимкам степень привязанности матери к ребёнку в послеродовом периоде.

В работе принимали участие женщины, перенёсшие лечение от бесплодия и забеременевшие естественным путём. Сокращение серого вещества было практически одинаковым в обеих группах.

Исследователи не связывают изменения в мозге с нарушениями памяти или других когнитивных функций во время беременности. Поэтому считается, что потеря серого вещества не влечёт за собой каких-либо когнитивных нарушений.

«Результаты исследования указывают на адаптивный процесс, связанный с поиском потребностей ребёнка. К ним относят определение эмоционального состояния новорождённого. Кроме того, меняется структура управления нервной системой во время материнства, выстраивается защита психического здоровья и вырабатывается пластичность мозга в целом», — говорит Оскар Виларроя.