Околоплодные воды останавливают старение костей

Британские учёные выяснили, что клетки в амниотической жидкости, которая окружает развивающегося ребенка, могут замедлять старение и укреплять слабые кости. Это открытие поможет детям с генетическими заболеваниями, пожилым людям и космонавтам.

Результаты исследования на мышах, опубликованные в научных докладах, показали: амниотическая жидкость укрепляет клетки в костях, что сокращает возможность переломов на 80%. Клинические испытания планируются в течение ближайших двух лет.

Амниотическая жидкость защищает ребёнка и помогает ему развиваться в утробе матери. Исследователи собрали стволовые клетки из материала, оставшегося от скрининговых тестов во время беременности и непосредственно перед родами. Команда Института детского здоровья в сотрудничестве с больницей Грейт Ормонд Стрит и Колледжем при Лондонском Университете проводили опыты на больных мышах.

Животные имели заболевание костей или несовершенный остеогенез. У людей эти заболевания приходятся на 1 из 25000 рождений, в результате чего рождаются дети с множественными переломами и хрупкими костями. У таких детей случается до 15 переломов костей в год, они имеют хрупкие зубы, нарушение слуха и проблемы роста.

Испытания на мышах показали – инъекционные клетки увеличили прочность и пластичность, а строение костей животного улучшилось. Число переломов было сокращено до 1/5 от их первоначального уровня.

Доктор Паскаль Гийо, которая проводила исследования, утверждает, что результаты могут помочь людям любого возраста, как младенцам с заболеваниями костей, так и пенсионерам с остеопорозом.

Я очень рада, потому что это является серьёзным прорывом, который потенциально затронет всех. Мы уже привыкли использовать крема для лица, чтобы замедлить старение кожи. Теперь можно будет делать тоже самое для скелета, — говорит доктор Гийо.

Я думаю, в ближайшие несколько лет мы получим способы замедлить старение костной ткани, в результате чего снизится количество переломов. Это также будет очень важно для космических путешествий, когда человек не имеет постоянных нагрузок и кости становятся хрупкими.

Кости постоянно возобновляются. Гигантские многоядерные клетки остеокласты выводят из строя старые клетки костной ткани, а остеобразующие клетки остеобласты создают новую костную ткань. Исследование показало, что стволовые клетки увеличивают естественную активность остеобластов, а не непосредственно создают новую кость.

Клинические испытания уже запланированы, но в конечном счёте целью исследователей является выяснить, какие химические вещества в стволовых клетках воздействуют на остеобласты.