Обнаружен ген, отвечающий за преждевременные роды

Исследователи обнаружили, что конкретный ген под названием Nodal определяет, когда у беременной женщины начинаются схватки. Это открытие может дать начало для разработки новых методов по предотвращению преждевременных родов.

Преждевременные роды являются одной из основных проблем здравоохранения в мире. Каждый год 15 миллионов детей появляются на свет раньше срока, многие из них страдают от нейродегенеративных расстройств, например, церебрального паралича, поведенческих проблем.

В настоящее время не существует эффективных приемов, способных отложить уже начавшиеся роды.

«Участие гена Nodal в регулировании схваток может помочь в создании терапевтических средств для предотвращения преждевременных родов», — говорит старший автор Дэниел Дюфор, доцент кафедры акушерства и гинекологии Университета Макгилл (Канада).

Ученые использовали данные, собранные в период между 1999 и 2004 годами, у 613 женщин, 424 из которых родили очень рано и 189 – преждевременно в четырех больницах Монреаля. Затем специалисты проанализировали связи между изменениями гена Nodal и двумя потенциальными факторами риска недоношенности: бактериальным вагинозом и воспалением плаценты.

«Мы обнаружили, что у матерей, страдающих от любого из перечисленных заболеваний, ген Nodal оказался нарушен, а риск преждевременных родов был выше», — пояснила Лиза Старр.

Сначала Дюфор и его коллеги изучили функцию гена Nodal у мышей. Они впервые показали, что при его подавлении роды происходили на два дня раньше положенного срока.

«Во время беременности иммунная система матери поддерживает противовоспалительные процессы, но незадолго до начала схваток переходит в провоспалительный режим», — говорит Дюфорт.

По его словам, ген Nodal удерживает среду матки в противовоспалительном состоянии, регулируя действия иммунной системы, и если ген изменить или удалить, то это спровоцирует начало схваток раньше положенного срока.

Экспертам предстоит подробнее изучить и идентифицировать генетические механизмы, связанные с Nodal, влияющие на угрозу преждевременных родов.

Результаты исследования представлены в «Журнале перинатологии» (Journal of Perinatology).