Недоношенных детей спасут без воздействия кислорода

Исследование, опубликованное в этом месяце в “Американском Журнале Респираторной, Клеточной и Молекулярной Биологии”, предлагает потенциально новое решение для предотвращения хронических заболеваний лёгких у недоношенных детей. Эксперимент проводили в Дрексельском и Йельском университетах.

Изучаемый процесс называется аутофагия (перевариваривание лизосомами внутриклеточного мусора). Учёным удалось уменьшить повреждение лёгких у мышей, которые подвергались воздействию высоких концентраций кислорода.

«Когда клетка находится в крайнем напряжении, аутофагия выступает как защитная реакция. Клетка сберегает энергию, избавившись от ненужных органелл, — сказал Винит Бандари, доктор медицинских наук, член факультета в медицинском колледже и руководитель неонатального медицины в больнице Святого Кристофера для детей. — Если получится улучшить аутофагию в лёгких, то будет сокращена гибель клеток. И это именно то, чего мы пытаемся достичь».

Бандари изучает бронхолегочную дисплазию (BPD), наиболее распространённое хроническое заболевание лёгких у недоношенных малышей. Когда дети рождаются раньше на несколько недель или месяцев, их лёгкие не полностью сформированы и не в состоянии выработать достаточное количество поверхностно-активного вещества — защитной оболочки.

Для того чтобы спасти жизнь ребёнка, врачи часто вынуждены вводить дополнительный кислород. Тем не менее длительное воздействие избытка кислорода может увеличить повреждение лёгких, что приводит к проблемам на протяжении всей жизни.

«Если у вас незрелые лёгкие или вы генетически предрасположены к получению BPD, то дополнительный кислород увеличивает воспаление и приводит к гибели клеток. Гибель клеток провоцирует постоянные изменения в архитектуре лёгких», — сказал Винит.

В настоящее время не существует метода лечения этого хронического заболевания лёгких. Поэтому неонатологи ищут другие пути обеспечения детей спасительным кислородом без получения дополнительных травм.

«Наши усилия направлены на то, чтобы попытаться улучшить процесс аутофагии и сделать его более эффективным, так что клетки лёгких смогут выжить при гипероксических воздействиях», — сказал Бандари.

Учёные выдвигают гипотезу, что путём ингибирования регуляторного белка RPTOR у детей раннего возраста с помощью лекарств можно было бы предотвратить инфекцию лёгких.