Исследование беременности поможет бороться с раком

Удивительное открытие сделали американские ученые практически случайно: оказалось, что плацента беременной женщины подавляет иммунитет так же, как это делают некоторые виды рака. Эта информация может помочь регулировать рост опухолей и даже лечить их.

Еще около восьми лет назад доктор Маркович из клиники Майо исследовал кровь одной из здоровых ученых-добровольцев, чтобы разобраться в работе иммунной системы. Когда женщина сдала анализы во второй раз, ее клетки функционировали иначе, но никто не мог понять, почему.

«Мы думали, что наши анализы не работают, — вспоминает Маркович, гематолог и онколог, чьи исследования направлены на разработку иммунотерапии для меланомы и неходжкинской лимфомы, — или, возможно, реактивы испортились, или машины в лаборатории нуждались в более тонкой настройке. Почти месяц команда была озадачена изменением лабораторных показателей женщины. В этот момент она была довольно явно беременна, — смеется Маркович, заметив, насколько очевидным кажется ответ сейчас, — наконец-то меня осенило: что, если это беременность?»

Предчувствуя важное открытие, команда начала исследование клеток плаценты. За восемь лет ученые обнаружили серьезные сходства в том, как раковые клетки и клетки плаценты регулируют иммунную систему: оба вида выделяют определенные вещества, чтобы замаскировать чужеродные элементы — опухоль или развивающийся эмбрион, который тоже негативно воспринимается иммунитетом женщины.

Более того, и рак, и беременность «тренируют» весь организм и развивают у него толерантность к враждебным белкам.

Эта работа имеет огромное значение в иммунологии, потому что дальнейшее исследование поможет лечить рак альтернативными и, возможно, более щадящими методами.