Иммунная система плода может вызывать преждевременные роды

Чаще всего преждевременные роды объясняются реакцией материнского организма на плод: считается, что иммунная система женщины воспринимает ребенка как чужеродный объект и старается от него избавиться. Та же причина обычно вызывает токсикоз.

Однако новое исследование предположило обратную зависимость. Ученые выяснили, что иногда иммунитет ребенка активизируется слишком рано и воспринимает материнские клетки враждебно — это заставляет плод покинуть утробу раньше срока.

В рамках наблюдения исследователи взяли анализ пуповинной крови. Лабораторные тесты показали: уровень иммунных клеток, генерируемых плодом, в случае преждевременных родов был повышен, а их активность направлена именно на клетки матери. Эта реакция вызывала сокращения мускулатуры матки, которые приводили к родам.

Интересно, что во всех случаях параллельно исследовали и материнскую кровь, однако в ней не было обнаружено повышенной иммунной деятельности — это дает полные основания для рассмотрения ранних защитных реакций плода в качестве причины преждевременного рождения.

Ученые говорят, что почти всегда иммунитет ребенка активизировался либо из-за ускоренного развития, либо из-за присутствия инфекции в организме матери. Во втором случае незрелая система защиты просто не могла идентифицировать клетки возбудителя патологии и реагировала на все чужеродные агенты, в том числе здоровые материнские клетки.

Врачи уверены: открытие позволит предупредить часть преждевременных родов и вовремя назначить адекватную терапию матери и ребенку.