Гены ребёнка влияют на массу тела при рождении

Исследователи из разных стран, включая экспертов из Школы социальной и общественной медицины Университета Бристоля, обнаружили, что генетические различия являются важным связующим звеном между биологией, способствующей раннему росту индивида, и возникновением диабета 2 типа и сердечных заболеваний в дальнейшей жизни.

Масштабное исследование, опубликованное в журнале «Природа» (Nature), может помочь в поиске новых способов профилактики и лечения этих заболеваний.

Было обнаружено, что, по крайней мере, одна шестая часть вариаций массы тела при рождении объясняется генетическими различиями между детьми.

Это в семь-восемь раз больше, чем влияние которое оказывают экологические факторы (такие как курение во время беременность или индекс массы тела матери).

Уже было установлено, что если вес малыша при рождении значительно выше или значительно ниже среднего, то риск возникновения диабета во взрослом возрасте для таких детей увеличивается.

До сих пор многие учёные считают, что эта связь отражает долгосрочное воздействие питательной среды, в которой развивается плод.

В новой научной работе, было установлено, что генетические факторы наиболее существенно влияют на вес ребёнка при рождении, а соответственно и на риск возникновения диабета и сердечно-сосудистых заболеваний в дальнейшем.

Большая часть этих факторов относится к генетическому профилю ребёнка, но и гены матери играют также важную роль.

«Полученные результаты находят жизненно-важные ключи к некоторым долгосрочным процессам, которые влияют на риск развития у индивидуума диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, — говорит ведущий автор исследования Марк Маккартни, профессор Оксфордского Университета. — На основе этой информации возможно разработать новые подходы к лечению и профилактике».

Учёные проанализировали генетические различия 154 тысяч людей из разных стран мира. С помощью сопоставления генетического профиля и веса при рождении, исследователи смогли определить 60 областей генома, которые влияли на вес малыша при рождении.

Затем были проанализированы данные из предыдущих научных работ, что помогло установить связь между теми же участками геномов и возникновением сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.