Гены оказывают частичное влияние на репродуктивное поведение

Учёные выяснили, что возраст, в котором у вас родится ребёнок и размер вашей семьи отчасти определяется генами. В общей сложности, были идентифицированы 12 участков генома, связанных с репродуктивным поведением.

Количество детей у женщины и возраст рождения первого малыша, как правило, объясняется социально-экономическими факторами. Считается, что личный выбор и социальные обязательства играют решающую роль в этом вопросе.

В последние десятилетия в развитых странах сохранялась тенденция увеличения возраста, в котором у женщины появляется на свет первый малыш, что сопровождается повышением уровня бездетности.

Эта закономерность в значительной степени объясняется социальными, экономическими и культурными факторами.

Впервые к учёным пришло понимание влияния генетической подоплёки на репродуктивное поведение. Оно характеризуется двумя факторами: возрастом появления на свет первого малыша и количеством детей, родившихся живыми.

В исследовании, опубликованном в журнале «Природная генетика» (Nature Genetics), был проведён анализ большой выборки населения (62 набора данных о 238064 мужчин и женщин на предмет определения возраста появления первого ребёнка и 330 тысяч участников для изучения влияния генов на количество детей). Оно проводилось под руководством Оксфордского университета.

«Это самая большая работа по изучению генома и репродуктивного поведения человека на сегодняшний день, — говорят авторы. — Она определяет 12 независимых локусов, которые в значительной степени связаны с размером семьи и временем рождения первенца».

Кроме того, была обнаружена связь этих участков генома с характеристиками, отражающими воспроизводство и половое развитие, такими как возраст появления менструации у девочек, начало ломки голоса у мальчиков, и сроки возникновения менопаузы у женщин. Из 12 локусов, 10 не связаны с сексуальным развитием.

«Впервые мы знаем, где найти участки ДНК, влияющие на репродуктивное поведение, — говорит профессор Мелинда Миллс, ведущий автор исследования. — Результаты помогут врачам определить, как долго женщине тянуть с рождением ребёнка».

Учёные считают, что работа имеет потенциал в долгосрочной перспективе для улучшения лечения бесплодия.